ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Возникновение и формирование товароведения как на­учной дисциплины совпадает с развитием товарного про­изводства и торговли. Расширение торговых связей, по­явление значительного количества «заморских» товаров явились результатом развития капиталистических отно­шений, основанных на товарном производстве. Для ус­пешного функционирования торговли была необходима информация о товарах, содержащая сведения об их ассор­тименте, назначении и свойствах, в частности редко встречающихся, привозимых из других стран. Появились книги с описанием товаров и рекомендациями по их ис­пользованию. Зарождение отечественного товароведения относится к XVI в. В 1575 г. в России была издана первая книга, в которой «описаны всяких земель товары различ­ные», под названием «Торговая книга».

В развитии товароведения с момента возникновения по сегодняшний день следует выделить три этапа: товаро-ведно-описательный, товароведно-технологический и то-вароведно-формирующий.

Товароведно-описательный этап длился с середины XVI до начала XVIII в. Он характеризуется созданием ру­ководств с описанием свойств и способов использования отдельных товаров. К этому времени относится выход в свет книги профессора Геттингенского университета Бек-мана «Введение в товароведение, или Ученье о важней­ших иностранных товарах» (1774). На этом этапе товары, как правило, описывались в алфавитном порядке без определенной систематизации.

Товароведно-технологический этап продолжался с на­чала XVIII до середины XX в. На этом этапе основное вни­мание уделялось изучению свойств товаров и влиянию на них технологических операций процесса производства. Развитие товарного обращения в этот период вызвало необ­ходимость подготовки квалифицированных специалистов в области товароведения. Их стали готовить специальные учебные заведения, где товароведение преподавалось как самостоятельная дисциплина. В России первым таким за­ведением было Московское коммерческое училище, откры­тое в 1772 г. В 1906 г. был издан фундаментальный учебник «Руководство по товароведению с необходимыми сведения­ми из технологии», написанный профессорами Московско­го коммерческого института П. П. Петровым и М. Я. Ники­тинским, ставший наиболее значительным трудом на това-роведно-технологическом этапе развития товароведения.

Товароведноформирующий этап начинается с 50-х го­дов XX в. В этот период из товароведения выделяются в самостоятельные научные дисциплины материаловеде­ние и основы технологии производства отдельных групп товаров. В товароведении отходят от детального изучения сырья и материалотехнологии производства изделий. Ос­новное внимание уделяется изучению потребительских свойств товаров, формированию ассортимента и качества товаров и управлению этими процессами на этапах расп­ределения и потребления.